Телесная осознанность. Телесное осознание Телесное осознание роберт мастерс

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психофизические

упражнения

РобертМастерс

1. Улучшаем движения головы, шеи и глаз

Для начала лягте на спину. Закройте гла-

рачивается влево, опускается левое плечо, а

правое поднимается, а при повороте головы

внимание обратите на позвоночник, спину и

вправо опускается правое плечо, а поднима-

плечи. Каким представляется вам расстояние

ется левое. Поворачивайте голову влево-

между вашей поясницей и полом? Между

вправо, пока движения плеч не станут при-

тыльной стороной вашей шеи и полом? Про-

вычным аккомпанементом движений голо-

верьте пальцами руки, насколько точны ва-

Немного отдохните. После отдыха по-

ши ощущения. Одинаково ли расстояние от

тыльной стороны шеи до пола слева и справа?

вторите упражнение с поворотом головы

Есть ли различие между тем, как соприкаса-

влево-вправо еще несколько раз.

ются с полом левое и правое плечо? Исполь-

Положите кисти рук одну на другую на

зуя обе кисти, сравните, одинаково ли при-

живот пониже пупка. Продолжайте повора-

легают к полу левая и правая ягодицы. Есть

чивать голову настолько далеко влево и

ли зазор между запястьями и полом? Одина-

вправо, насколько это возможно без дис-

ков ли он? Как лежит правое колено и как–

комфорта. При этом передняя поверхность

икры? Одинаково ли

лежат кисти?

тела может слегка смещаться. Когда голова

движется влево, правое плечо и часть спины

Симметрично ли дыхание, то есть одинаково

справа незначительно отрываются от пола.

ли свободно дышат ноздри? Одинаково ли

Когда голова движется вправо, от пола не-

расширяются при вдохе правая и левая сто-

значительно отрывается левое плечо и часть

роны грудной клетки? Как реагируют на

спины слева. И все же, насколько это возмож-

вдох и выдох плечи и спина?

но, сдерживайте движения передней поверх-

Обратите внимание на,токак лежит

ности тела. Помните, нужно повторить это

ваша голова. Куда направлен нос, смотрите

упражнение пятнадцать – двадцать пять раз

ли вы открытыми глазами прямо перед со-

или больше.

бой. Если глаза смотрят немного вбок, не оз-

начает ли это, что голова повернута, а нос

стало ли вам сложнее при этом поворачи-

указывает в сторону?

вать голову влево-вправо, и не уменьшилась

Закройте глаза. Поверните голову влево,

ли амплитуда движений.

потом вправо настолько далеко, насколько

Положите вытянутые вдоль тела руки

это возможно без усилий и напряжения.

ладонями вниз. Представьте, всего лишь

Продолжайте поворачивать голову, обращая

представьте, что поворачиваете голову вле-

внимание на то, одинаково ли далеко и лег-

во-вправо. Пусть ваши ощущения будут как

ко она поворачивается в ту и другую сторону.

можно более живыми и яркими. Насколько

Если между поворотами головы влево и

далеко поворачивается ваша голова в каж-

вправо есть разница, подумайте, не связано

дую сторону? Как быстро вы это делаете?

ли это с обнаруженными вами различиями в

Теперь представьте, что вы скрещиваете ру-

положении плеч, спины и т. д. Поверните го-

ки на груди и продолжаете поворачивать

лову влево-вправо не менее

двадцати пяти

голову. Сделайте мысленно по меньшей ме-

раз и затем отдохните.

ре десять таких движений, не забывая сле-

Если нет особых инструкций, руки в по-

дить за тем, чтобы дыхание оставалось ров-

ложении лежа всегда должны лежать вдоль

ным. Представляли ли вы при этом, что ваши

тела ладонями вниз, касаясь бедер и ягодиц.

плечи и спина отрываются от пола?

Немного продвиньте кисти рук в сторону стоп,

Сделайте еще несколько таких же вооб-

верните их на прежнее место и снова про-

ражаемых движений. Обратите внимание,

двиньте к стопам. Плечи и предплечья, ко-

переводите ли вы взгляд влево при вообра-

нечно, тоже будут двигаться. Добавьте к это-

жаемом повороте головы влево и вправо при

му движению повороты головы из стороны

воображаемом повороте вправо. Можете ли

в сторону: когда голова поворачивается вле-

вы вообразить поворот головы и плеч влево и

во, левая рука сдвигается по направлению к

вправо без движения глаз? Представьте, что

стопам. Когда голова поворачивается вправо

делаете те же движения, намеренно зафикси-

– по направлению к стопам сдвигается пра-

ровав взгляд прямо перед собой. Каковы ва-

вая рука. Это значит, что, когда голова пово-

ши ощущения? Обратите внимание, не сби-

вается ли

дыхание. Теперь представьте то

Закройте глаза еще раз. Представьте, что

же самое, позволив глазам произвольно дви-

вы смотрите на цветок, и отметьте, что ваши

гаться вместе с воображаемыми движения-

глаза смотрят вниз. Представьте, что вы смот-

ми головы.

что вы делаете

движение

рите на дерево, и отметьте, что ваши глаза

Представьте,

смотрят вверх. Отмечая движения глаз, пред-

(руки продолжают неподвижно лежать вдоль

ставьте, что вы смотрите на озеро и потом на

тела ладонями вниз), которое уже выполня-

вершину горы. Представьте, что вы смотри-

ли: повороты головы влево-вправо с одно-

те на нечто, расположенное слева от вас на

временным опусканием того плеча, в сторо-

большом расстоянии, а затем – справа от вас,

которого

поворачивается

голова. Под

тоже на большом расстоянии, точно так же

«опусканием плеча», конечно, имеется в виду

отмечая движения глаз.

его сдвиг в сторону стоп, а под «поднятием» –

Закройте глаза. Скрестите руки на груди.

в сторону головы. Как мы окончательно убе-

Представьте, что вы поворачиваете голову

влево-вправо, сопровождая повороты голо-

у него верх, а где низ, даже если вы лежите

вы движениями плеч. Затем сделайте то же

горизонтально, хотя с точки зрения ума, ве-

самое физически, чтобы осознать свои ощу-

роятно, при этом следует ориентироваться

щения: поворачивая голову влево, позвольте

на вертикаль «пол – потолок». Продолжайте

правому плечу и спине вовлечься движение

воображаемые

повороты

и оторваться от пола; поворачивая голову

вправо и движения плеч вверх-вниз. Затем

вправо, позвольте вовлечься в движение ле-

откройте глаза и уже не в воображении, а на

вому плечу и спине. Теперь вообразите эти

самом деле быстро повертите головой из

движения, сознавая смещение глаз влево при

стороны в сторону. Обратите внимание, не

повороте головы влево и вправо при повороте

совершают ли при этом ваши плечи непред-

головы вправо. Воображаемое движение го-

намеренных движений вверх-вниз вслед за

ловы сопровождается изменением состояния

поворотами головы. Закончите упражнение

мышц и вызывает действительные непред-

и закройте глаза.

намеренные едва заметные движения глаз,

Представьте, что вы стоите на лугу и

независимо от того, осознаете вы их или нет.

смотрите на маленькое растение с затейли-

Снова представьте, что вы поворачивае-

вым цветком. Затем представьте, что вы смот-

те голову влево-вправо. Отметьте, ощущаете

рите на огромное величественное дерево,

ли вы при этом незначительные позывы к

устремленное в небо к облакам. После этого

движению и какие-нибудь изменения

вообразите озеро. Вглядитесь в отражение

мышцах. Глаза при этом могут двигаться

облаков на его поверхности. Посмотрите на

произвольно. Определите, насколько точно

свое отражение в воде. Представьте себе

вы можете представить движение головы,

вершину горы, покрытую снегом. Не откры-

если глаза неподвижны. Теперь представьте,

вая глаз, вернитесь к образу растения с за-

что ваши глаза могут двигаться совершенно

тейливым цветком. Откройте глаза и -за

свободно. Действительно, а не в воображении

метьте, куда вы смотрите. Закройте глаза и

поверните голову влево-вправо, причем ве-

снова представьте, что вы смотрите на дерево,

ветви которого величественно вздымаются к

влево при движении головы влево и как

небу. Откройте глаза и заметьте, куда вы

смотрите. Закройте глаза и представьте, что

смотрите на гладь озера. Откройте глаза и

Повторите это движение с открытыми

заметьте, куда вы смотрите. Закройте глаза

глазами. Руки по-прежнему

должны быть

и представьте, что смотрите на покрытую

скрещенными на груди. Поворачивайте голову

снегом вершину. Откройте глаза и заметьте,

куда вы смотрите. Теперь вам, должно быть,

ясно, что я имел в виду, когда говорил: тело

тяните руки вдоль тела ладонями вниз и по-

определяет

направление «вверх-вниз»

ворачивайте голову влево-вправо, двигая

«голова-ноги». «Вниз» означает

для тела«по

руками и плечами вверх-вниз по полу. Сле-

направлению к ногам», а «вверх» – «к голо-

дите, чтобы ваши глаза смотрели влево при

Мысленно

представляя

повороте головы влево, и вправо – при пово-

нибудь картину, вы неосознанно направляе-

роте головы вправо. Закройте глаза и немно-

те взгляд туда, куда он был бы направлен,

го передохните.

если бы вам довелось видеть эту картину

Ведите взгляд закрытых глаз влево,

воочию, пребывая в вертикальном положе-

представляя, что голова и шея поворачива-

ются влево. Ведите взгляд

вправо, пред-

ставляя, что голова и шея поворачиваются вправо. Проделайте это множество раз. Теперь сделайте по-другому: ведите взгляд вправо, представляя, что голова и шея поворачиваются влево, и ведите взгляд влево, представляя, что голова и шея поворачиваются вправо. Дышите ровно. Теперь выполняйте действительные повороты головы влево-вправо, совершая противоположные по направлению движения глазами. Затем через некоторое время пусть ваши голова и глаза поворачиваются в одном направлении, а плечи совершают произвольные движе-

ния. Откройте глаза и повертите головой из стороны в сторону. Скрестите руки на груди и поворачивайте голову и глаза одновременно вправо-влево.

И наконец, снова вытяните руки вдоль тела. Поверните голову слева направо и отметьте, изменилось ли совершаемое вами движение по сравнению с тем, что вы наблюдали в начале упражнения. Обратите внимание, насколько непринужденно и далеко движутся теперь ваши глаза влево и вправо по мере движения головы. Теперь они не смотрят прямо перед собой, но определенно поворачиваются влево с поворотом головы влево, и вправо с поворотом вправо. Вероятно, когда голова повернется настолько далеко вправо, насколько это возможно, вы заметите, что ваши глаза смотрят вниз, на пол, хотя лицо обращено к стене. То же самое произойдет, когда вы повернете голову как можно дальше влево. Такие движения глаз

поскольку

расслабляются

мышцы шеи.

неподвижно

и сканируйте свое

тело, сознавая его во всех подробностях.

Ощутите, как лежит шея, спина, поясница,

ягодицы, ноги, руки. Обратите

внимание,

есть ли различие между тем, как тело сопри-

касается с полом теперь и как– в начале уп-

ражнения. Перекатитесь медленно на бок

встаньте. Стоя подвигайтесь. Чувствуете ли

вы, что теперь стоите более прямо, чем рань-

ше? Не кажется ли вам, что ваше тело удлинилось? Походите, обращая внимание на движения глаз при поворотах. Вероятно, вы заметите, что ваши глаза принимают в повороте тела активное участие.

Попытайтесь ощутить тот момент, когда вы начинаете поворачиваться. Не поворачиваются ли ваши глаза в том же направлении? Постарайтесь осознать, какая часть вашего тела поворачивается первой, а также последовательность движений в разных участках тела при повороте. Поворачиваются ли первыми тазобедренные суставы или же сначала глаза? Станьте неподвижно и воспроизведите тот же поворот мысленно. Оказывается, не так просто осознать, какая часть тела начинает двигаться раньше; еще сложнее осознать всю последовательность движений, из которых складывается поворот, причем это трудно сделать даже в том случае, сли вы исследуете процесс поворота в собственном воображении.

2. Повышаем подвижность плеч

Для начала станьте прямо. Поднимите

как можно больше приближался к полу сле-

вытянутые вперед

руки на высоту плеч и ва, а правый локоть– справа. Не важно, кос-

опустите вниз. Повторите это движение не-

нетесь ли вы локтем пола. Продолжайте уп-

сколько раз. Затем поднимите руки над го-

ражнение,

ловой и снова опустите вниз. Обратите вни-

сделаете, как обычно,

на ощущения в плечах во время дви-

двадцать

жений (меньше, если

Пусть ваши руки свободно свисают вдоль

устаете).

тела. Несколько раз поднимите и опустите

Выполняйте

плечи. Сделайте плечами несколько круговых

движение, сопровождая

движений вперед. Затем несколько круго-

головы влево вместе с движением влево ле-

вых движений назад. Сосредоточьтесь на

вого локтя, и вправо вместе с движением

точности движений и сознавайте свои ощу-

правого локтя. Сделайте обычное количество

повторов и затем отдохните.

локти кистями и

Покачайте свободно свисающими вдоль

возьмитесь за

тела руками вперед-назад. Выполните ими

двигайте руками влево-вправо, сопровождая

круговые движения сначала в одномна эти движения аналогичными поворотами

правлении, а потом в противоположном, об-

головы. Затем продолжайте то же движение

ращая внимание на ощущения в плечах.

направление поворотов

Лягте на спину и пройдитесь сознанием

головы: пусть на этот раз, когда руки дви-

по поверхности своего тела. Особое внима-

жутся вправо, голова поворачивается влево, а

ние уделите тому, как лежат ваши плечи, ка-

при движении рук влево голова – вправо. От-

саются ли они пола, и если нет, то насколько

дохните немного.

высоко над ним подняты. Можете ли вы оп-

Теперь сделайте несколько тех же дви-

ределить, какие именно мышечные напря-

жений руками из стороны в сторону, не дви-

жения не дают вашим плечам опуститься?

гая головой. Удержать голову можно, напра-

Обратите внимание на то, как лежат ваши

вив пристальный взгляд в выбранную на по-

руки. Насколько далеко расположены кисти

толке точку.

рук от тела? Руки лежат ладонями вниз? Если

Отдохните. Повторите движение, двигая

да, лежат ли запястья целиком на полу либо же

головой в одну сторону с руками: голова и

они немного приподняты, так что между ними

руки влево, затем голова и руки вправо.

и полом есть зазор. Сравните положение обо-

Продолжайте выполнять движения, закрыв

их запястий и кистей, рук и плеч.

глаза, а потом открыв. Отметьте, влияет ли

Обратите внимание на то, как лежит на

это на сами движения. Выполнив обычное

полу ваша спина. Расслаблены ли мышцы

количество движений, немного отдохните.

спины до такой степени, что вся ее поверх-

Отдыхая, вытягивайте руки вдоль тела и

ность соприкасается с полом. Если пола касает-

сравнивайте, как вы лежали прежде и как ле-

ся только часть спины, значит, она слишком

жите сейчас. Всегда возвращайтесь в одномыс- и

напряжена. Ощутите пространство между по-

леобразе то же исходное положение, – это помогает

ясницей и полом. Исследуйте рукой точность

разобраться в изменениях в теле и его

своих ощущений. Не появились ли отличия в

положении спины по сравнению с тем, когда

Поднимите руки перед собой вверх и

вы исследовали его в прошлый раз?

сцепите кисти в замок. Переведите вытяну-

Чувствуете ли вы, что лежите симмет-

тые и сцепленные в замок руки влево, по-

рично, или же часть тела лежит под углом?

степенно сгибая левую руку в запястье(ос-

Попытайтесь выровняться, чтобы добиться

часть левой

идеальной симметрии. Для многих это ока-

руки и вся правая ру-

жется достаточно трудной задачей.

ка остаются выпрям-

Теперь скрестите руки перед грудью,

ленными). Левой ру-

взявшись кистями за локти(или настолько

кой с согнутым запя-

близко к локтям, насколько получится). Дви-

попытайтесь

гайте поднятыми и скрещенными руками из

напряжения

стороны в сторону,

так чтобы левый локоть

пола либо

доведите руки как можно ближе к полу слева. Помните: важна точность движений и сосредоточенность, а не то, насколько близко к полу вы сможете довести руки. Повторите движение обычное количество раз.

Переведите вытянутые и сцепленные в замок руки вправо, сгибая правое запястье (остальная часть правой руки и вся левая рука остаются выпрямленными). Доведите руки как можно ближе к полу справа. Сделайте нужное количество движений.

Теперь водите сцепленными руками из стороны в сторону, подгибая левое запястье при движении влево и правое при движении вправо. Насколько это возможно, сдерживайте движения плеч. Вы ничего не достигнете, если будете перекатываться всем -те лом из стороны в сторону.

Определите, как далеко вы можете -за вести руки в стороны, не отрывая ягодицы от пола.

Попробуйте коснуться пола сцепленными в замок вытянутыми руками, не сгибая запястий. На этот раз позволительно, чтобы тело немного перекатывалось из стороны в сторону, помогая движению, но старайтесь сдерживать это движение в верхней части тела А. теперь расцепите кисти, выпрямите их и прижмите ладонями друг к другу. Снова двигайте руками из стороны в сторону, не сгибая их ни в локтях, ни в запястьях. Попытайтесь коснуться пола слева левой рукой, а потом справа правой. Если вы хотите опустить руки поближе к полу, ваша голова должна двигаться

слева направо одновременно с руками. Отметьте, что произойдет, если вы зафиксируете взгляд на потолке и не будете двигать головой.

Повторите то же движение руками, глядя при этом налево, когда руки движутся вправо, и направо, когда руки движутся влево. Отметьте, насколько сильна в этом случае помеха движению.

Когда вы позволите голове и верхней части туловища участвовать в движении,

вам станет гораздо легче двигаться из стороны в сторону, вы будете доставать руками гораздо ближе к полу и даже, возможно, коснетесь его.

Помните, что во время движения дышать нужно свободно; обратите внимание на то, что происходит с вашими пятками, тазом и внешними сторонами ног. Пусть ноги свобод-

но поворачиваются так, чтобы, когда руки

переходят влево, левая нога касалась внеш-

ней стороной пола, а когда руки переходят

вправо – внутренней. Повторите упражнение

нужное количество раз и немного отдохни-

исходное

положение, подняв

руки вверх к потолку и свесив кисти. Движе-

приподнимите руки

поближе к потолку,

а потом верните их

в исходное положе-

выполнении

должны легко, быстро и без всякого напря-

жения опадать на пол.

Теперь чередуйте движения плеч: одно

плечо поднимается, а другое в это же время

опускается. Повторяйте это движение неко-

торое время, а затем снова поднимайте и

роняйте оба плеча одновременно. После за-

вершения упражнения отдохните.

Положите кисти рук на грудь так, чтобы

согнутые в локтях руки смотрели в стороны

на уровне плеч, а локти касались пола.

Поднимите локти к потолку и верните их

на пол, как если бы

взмахивали

крыльями.

вайте «крыльями» к

щайте их на пол.

Отдохните минуту, оставив кисти рук на

груди, а локти на полу.

взмахните«крылья-

несколько

ми» вверх к потолку и вниз.

Теперь выполните вращения локтями,

первоначально направив их вперед. Выпол-

ните несколько вращений по малому кругу,

наибольшему из возможных; ваши движе-

ния должны быть легкими, ненапряженны-

ми. Чередуйте разные виды кругов. Отдох-

ните, как только это покажется вам жела-

тельным. Но, отдыхая, выполняйте вообра-

жаемые вращения локтями.

настоящих

Сделайте

несколько

вращений локтями, сначала по малому кру-

гу, потом по большему и в конце концов по

наибольшему из возможных. Поменяйте на-

правление вращения на противоположное.

Вращайте локтями в одну сторону, а потом в

Положите локти на пол(кисти рук по-

прежнему на груди). Несколько раз взмахни-

вверх-вниз «крыльями». Затем

взмахивать ими так, чтобы при опускании

руки касались внешней

части туловища и

ребер, затем снова верните их на

плеч (кисти все также лежат на груди).

Несколько раз повторите эти движения

и отдохните. Сравните, как теперь лежат

ваши руки. Поднимите прямые руки вверх и

опустите их за голову, чтобы коснуться пола

тыльной стороной

кистей выпрямленных

рук. Верните руки в первоначальное поло-

жение по сторонам тела на полу. Снова заве-

дите прямые руки за голову к полу, чтобы

коснуться его или хотя бы к нему приблизить-

ся. Продолжайте двигать руками из положе-

ния вдоль тела в положение за головой на

посередине

движения

Задержите

(так, чтобы они были направлены к потол-

ку). Расслабьте кисти, пусть провиснут в за-

пястьях. Выполняйте руками круговые дви-

жения над собой, сначала по малому кругу,

потом по большему и в конце концов по

наибольшему. Когда руки идут по самому

большому кругу, они могут даже касаться

пола. Поменяйте направление

вращения

рук. Опустите левую руку, пусть она лежит на

полу вдоль тела, и выполняйте круговые

вращения только правой рукой. Затем опус-

тите правую руку и повращайте левой. Не-

которое время вращайте левой рукой в -од

ном направлении, потом в другом. Двигайте

любыми другими частями тела, помогая

вращению руки. Сделайте то же самое, снова

вращая правой рукой.

Отдохните, лежа на спине. Затем, держа

руки вдоль тела ладонями к полу, выпол-

няйте скользящее движение руками, двигая

плечами вверх-вниз. Повторите то же движе-

ние, положив вытянутые руки поверх ног.

Поднимите руки и опустите их за голову

так, чтобы тыльные стороны кистей косну-

лись пола или приблизились к нему насколь-

ко возможно. Двигая плечами, толкайте ру-

ки вверх-вниз,

точно так же, как вы делали

это, когда руки лежали по бокам от тела.

Отдохните. Снова скрестите руки

грудью, взявшись кистями за локти. Двигай-

те руками из стороны в сторону, подводя ле-

вый локоть к полу слева и правый – к полу

справа. Отметьте, появилась ли в движениях

плечевых суставов большая свобода, чем в

начале. Выполняйте движения быстро, лег-

ко и плавно.

Прекратите выполнять движения, про-

должая держать локти ладонями, и подни-

мите руки к потолку, а затем верните

прежнее место перед грудью. Двигайте

ками быстро и легко вверх-вниз, но не из стороны в сторону. Затем несколько раз подвигайте руками из стороны в сторону. Сдвиньте кисти немного вниз, чтобы теперь ваши ладони и пальцы охватывали предплечья, а не локти. Снова выполняйте движения руками из стороны в сторону.

Отдохните. Сцепите пальцы рук в замок, поднимите руки к потолку и подвигайте ими из стороны в сторону несколько раз. Можно сгибать левую руку в запястье, когда вы двигаете руками влево, и правую, когда двигаете вправо. Обращайте внимание на скорость, легкость и плавность своих движении.

Положите руки вдоль тела ладонями вниз. Сосредоточьтесь на том, как лежит ваше тело, особенно плечи. Спокойно перекатитесь на бок и встаньте.

Немного походите, отмечая положение плеч и то, как качаются свободно свисающие руки. Поднимите руки вперед и вверх на высоту плеч, а потом над головой. Опустите руки вниз и покачайте ими из стороны в сторону. Обратите внимание на то, как ваше тело поворачивается из стороны в сторону, в том числе и на движения головы и шеи. Походите еще немного и сравните свои нынешние ощущения от плеч с теми ощущениями, что были у вас в начале упражнения.

3. Увеличиваем подвижность рук

Положите руки на бедра и попытайтесь определить, насколько вы осознаете всю поверхность кистей. Не проще ли нам сознавать кисти с закрытыми глазами? Не облегчается ли эта задача, если, прежде чем осознать кисть как целое, ощущать пальцы последовательно, один за другим? В одинаковой ли степени вы осознаете ладони, прижатые к бедрам, и тыльные поверхности кистей. Не лучше ли осознаются кончики пальцев и не ощущаются ли какие-нибудь другие участки кисти с особой ясностью? Определите участки кистей, которые ощущаются менее ясно. Закрыв глаза, попытайтесь четко (насколько это возможно) ощутить, как именно лежат кисти, особенно расстояние между пальцами. Откройте глаза и проверьте, лежат ли кисти так, как вам казалось. Закройте глаза и пронаблюдайте, не начинают ли они сознаваться более ясно.

Сядьте на пол в удобной позе. Вспомните, как вы выясняли, какое из ваших запястий более гибкое. Как вы ощущали свои кисти, когда сгибали и разгибали их? Несколько раз согните и разогните кисти в запястьях. Сохранилось ли различие между запястьями и осталось ли оно таким, как было прежде? У большинства людей правое запястье более гибкое. Вероятно, пальцы вашей правой руки тоже подвижнее. Сейчас, выполняя упражнение, мы будем работать с правой кистью, улучшая подвижность запястья, пальцев и кисти в целом. Затем используйте эти же инструкции для левой руки. В дальнейшем выполняйте это упражнение правой и левой кистями попеременно. То же касается и других упражнений, задействующих только одну сторону тела, их также следует выполнять раз для правой стороны тела, а другой раз – для левой.

Положите руки на пол ладонями вниз. Подумайте о движениях каждого пальца по -от дельности. Попытайтесь вспомнить эти движения (и, конечно, сопровождающие их ощущения) как можно яснее. Теперь представьте, что вы постукиваете о пол мизинцем правой руки, потом безымянным пальцем и так далее, вплоть до большого пальца. Вероятно, один из пальцев окажется наименее подвижным. Пробуйте мысленно определить, какой именно.

Действительно постучите большим пальцем о пол сначала единожды, потом дважды, потом трижды и, наконец, четырежды. Сде-

лайте то же самое указательным пальцем, потом средним, безымянным и мизинцем. Определите, действительно ли наименее подвижен тот палец, о котором вы думали. Удалось ли вам узнать что-то новое о своей кисти, которую вы задействуете бесчисленное количество раз ежедневно на протяжении всей жизни? Если вам не знакома во всех подробностях такая важная вещь, как собственные пальцы, то что вообще вы можете знать о себе? Ведь вы так или иначе сознаете собственные пальцы лучше, чем все другие части тела. Что же тогда вы можете знать о тех его частях, которые практически не осознаете?

Снова поочередно постучите(один раз, потом два, три и четыре) большим, средним пальцем и мизинцем. Ударьте всеми ими одновременно. Если трудно, сначала сделайте это медленно; потом, когда движение станет легче, ударяйте быстрее. Ощущаете ли вы разницу между движениями пальцев поодиночке и одновременным ударом?

Немного упростим упражнение. Двигайте только безымянным пальцем и мизинцем: ударьте ими единожды, дважды, трижды и четырежды. Попробуйте сделать это, не вовлекая в движение другие пальцы, дыхание и не открывая рот. Если ваши пальцы способны двигаться обособленно(как должно быть), двигаются только те из них, которые вы выбрали, при этом кисть другой руки остается неподвижной. Впрочем, некоторые люди обнаружат, что при выполнении данного упражнения пальцы другой руки подрагивают. Эта тенденция проявляется гораздо ярче, если двигать пальцами на ноге. При

движении пальцев на одной ноге бывает очень трудно не допустить такого же движения пальцев другой ноги и даже,рукхотя обычно вы этого не замечаете.

Вернитесь к одновременному постукиванию мизинцем, средним и большим пальцами; постучите ими несколько раз. Ударьте безымянным и указательным пальцами единожды, дважды, трижды и четырежды, убедитесь, что при этом вы не задерживаете дыхание. При выполнении упражнений старайтесь всегда дышать ровно; обращайте внимание, не задерживаете ли вы дыхание, предпринимая даже самые незначительные умственные усилия. Теперь пробуйте постучать только безымянным пальцем и мизин-

состояние

ми правой руки. Если скольжению предпле-

именно тут вас поначалу ожидали наиболь-

чья мешает одежда, обнажите левую руку.

шие трудности. Вероятно, теперь это дви-

Попробуйте сделать то же самое, исполь-

жение дается вам легче.

зуя вместо предплечья голень(лучше обна-

Попробуйте еще раз одновременно -по

женную). Поместите

стучать мизинцем, средним и большим

зинцем и безымянным пальцем правой ру-

пальцами. Легче вам стало выполнять это

ки. И скользите ими по

голени двадцать

движение?

пять – тридцать раз. Повторите эту проце-

Поместите большой палец левой руки

дуру для промежутков между остальными

между мизинцем и безымянным пальцем

пальцами правой руки.

правой. Потихоньку сдвигайте левую руку

Проработав промежуток между указа-

так, чтобы в промежутке между пальцами

тельным и большим пальцами, заведите пра-

правой руки оказалась мясистая часть кисти.

вую руку выше колена и посмотрите, можно

Отметьте свои ощущения. Точно так же по-

ли уместить между этими пальцами бедро.

местите мясистую часть левой кисти между

Двигайте кистью вверх-вниз по всей длине

безымянными средним пальцами правой ру-

бедра. Точно так же проработайте все - ос

ки. Отметьте свои ощущения. Поместите мя-

тальные пальцы, включая промежуток меж-

систую часть левой кисти между средним и

ду безымянным пальцем и мизинцем. Ста-

указательным пальцами и затем между ука-

райтесь, чтобы бедро как можно глубже во-

зательным и большим пальцами правой руки.

шло между пальцами, но избегайте приме-

Всякий раз отмечайте свои ощущения, чтобы

нять силу.

позднее иметь возможность сравнить, рас-

Вложите несколько раз мясистую часть

ширяются ли промежутки между пальцами

левой кисти последовательно между паль-

и, значит, улучшается ли их подвижность.

цами правой руки. Поерзайте левой кистью

Вложите левый мизинец между мизин-

и определите, увеличилось ли расстояние

цем и безымянным пальцем правой руки и

между разрабатываемыми пальцами. Затем

поерзайте им по«перепонке» у их основа-

подвигайте пальцами правой руки. Сделайте

ния, по меньшей мере, двадцать пять раз. Вло-

то же самое, сгибая запястье. Решите, стали

жите левый мизинец между безымянным

ли пальцы более гибкими. Сравните их гиб-

средним пальцами правой руки и выполни-

кость с гибкостью левой руки. Возможно, вы

те то же движение также не менее двадцати

ощутите покалывание в правой руке, кото-

пяти раз. Повторите движение в промежутках

рое можно описать как «прилив энергии».

между средним и указательным, а потом ме-

Немного отдохните, лежа на спине. От-

указательным

и большим

пальцами метьте разницу в ощущениях с той и другой

правой руки.

стороны тела. Не кажется ли вам, что длина

Выполните такое же действие безымян-

вашего тела неодинакова справа и слева? Это

ным пальцем левой руки. Ерзайте им по пе-

действительно так, даже если вы ничего по-

репонке между пальцами правой руки два-

добного не чувствуете.

повторение

движений

дцать пять – тридцать раз.

Сосредоточенное

Повторите всю процедуру, используя

справа или слева– пальцев ли, глаз – удли-

левый средний палец, а потом и левый

няет мышцы на этой стороне тела. Это важ-

большой палец.

но, ибо означает, что даже прикованный

Когда закончите, последовательно вкла-

постели, почти обездвиженный человек все

дывайте мясистую часть левой кисти между

же может эффективно выполнять упражне-

пальцами правой руки по двадцать пять–

ния, получая в некоторых случаях даже бо-

тридцать раз. Не важно, движете ли вы при

лее значительные и важные результаты, чем

этом правой рукой, или левой, или обеими

большинство людей, упорно делающих гим-

одновременно, главное, чтобы вы сознавали

свои движения.

Сядьте. Возьмитесь левой рукой за пра-

Повернув левую руку боком, вложите ме-

вый большой палец и потяните его, удлиняя и

жду мизинцем и безымянным пальцем пра-

мягко вращая. Ни в коем случае не стиски-

вой руки левое запястье и поерзайте им там.

вайте сустав! Легонько оттягивайте его от

Повторите

эти движения

последовательно

места прикрепления к кисти, также легонь-

между всеми пальцами правой руки. Когда

ко поворачивая не меньше двадцати пяти

левое запястье окажется между большим и

раз по часовой стрелке, а затем столько же

указательным пальцами, проедьтесь ими до

против. Проделайте то же самое с указа-

левого локтя. Повторите те же движения ле-

тельным и средним пальцами. Когда лучше

вым предплечье между остальными пальца-

двигаются ваши пальцы– при

вращении

или против часовой стрелки? Не оказывает-

ги. Погладьте правую ногу правой рукой, а

ся ли так, что одни пальцы лучше поворачи-

затем левую ногу левой. Ощутите, не приле-

ваются в одном направлении, а другие –

гает ли одна из ладоней более плотно и не

другом. Проделайте эти движения с каждым

кажется ли вам одна рука более легкой? Ка-

из пальцев.

сание какой руки вы предпочитаете?

Обхватите левой кистью правый боль-

Теперь вы понимаете, что слова «тяже-

шой палец возле основания. Аккуратно по-

лая и легкая рука» не просто метафора. Раз-

тяните его, стараясь ощутить сочленение

личие в ощущениях возникает как за счет

сустава. Чувствуете ли вы, что сустав растя-

степени прилегания, так и за счет того, кого

гивается, когда вы тянете палец? Проделай-

и чего именно касаться. Лягте и полежите

те то же самое с остальными пальцами.

минуту, мысленно исследуя изменения в

Начиная с мизинца, повторите процеду-

своем теле.

сядьте и примите удобную позу.

ру растягивания сустава, ближайшего к кон-

чику пальца. Проделайте то же самое с -ос

Обхватите левой рукой мизинец правой и

тальными пальцами.

двигайте им волнообразно, а не просто тяни-

Сожмите левую руку в кулак

вокруг те. Движение должно быть не колебательным,

большого пальца правой руки,ине двигая

а скорее «змеиным», как будто палец, с кото-

левой рукой, крутите правым запястьем так,

рым вы работаете, – без костей. Сделайте то

чтобы правая кисть поворачивалась вокруг

же самое с каждым пальцем.

большого пальца. Повторите движение мно-

Еще раз сравните кисти – стали ли пра-

гократно вокруг остальных пальцев правой

вая кисть и запястье сравнительно более

руки поочередно.

Положите расслабленные ладони на но-

Отрывки из книги Роберта Мастерса "Телесное осознание. Психофизические упражнения"

Психофизический подход
Воспитание должно было бы помочь нам научиться эффективно использовать свое тело и ум. Но нас не учат этому. Мы не умеем связывать воедино движения, ощущения, мышление и чувства, и не знаем, каким образом взаимодействие ума и тела обусловливает то, каковы мы и какими возможностями обладаем в действительности.

.....
Формирование и изменение человека
Возможный физический рост человека обусловлен длиной его скелета. Однако при этом большинство людей - меньшего роста, чем им предназначено природой. Тело человека оказывается укороченным из-за различных деформаций скелета (чаще всего это искривления позвоночника), возникающих вследствие мышечной скованности и плохой осанки. Если человеку удается избавиться от мышечных напряжений и тем самым позволить своему скелету распрямиться до «настоящей» длины, его рост увеличивается примерно на два дюйма (5 сантиметров).

Скованность мышц не только уменьшает рост, но и всячески (по-разному у разных людей) смещает части скелета относительно друг друга. В результате одна сторона того или иного сустава оказывается слишком плотно притертой, а с другой стороны появляется люфт. Нередко притертые суставные хрящи стираются до такой степени, что кости упираются друг в друга и повреждаются. Некоторое постоянное напряжение мышц не только нормально, но даже необходимо. Представьте, что стало бы с нашим телом, если бы оно лишилось всякой мышечной поддержки.

Как правило, здоровому человеку незачем обращать внимание на правильно напряженные мышцы. Кому нужно постоянно ощущать, как именно мышцы его шеи поддерживают голову, или чувствовать мышечное усилие, которое не дает отвисать нижней челюсти? Зато нам следует сознавать неправильные и чрезмерные мышечные напряжения и уметь устранять их, как только они возникают.

Именно мышцы формируют очертания тела человека; следовательно, наша телесная форма отнюдь не фиксирована; ее можно изменять. Француженка Франсуа Мезире, совершившая революцию в физиотерапии, называет себя скульптором живых форм. Она утверждает (и доказывает на практике), что приобретенные телесные деформации, за исключением разве что увечий, вполне обратимы. Изменениям поддаются даже наследственные особенности так называемых «морфологических типов» фигуры. Франсуа Мезире рассказывает студентам, что «единственная нормальная морфология - та, которая соответствует соотношению размеров частей тела, характерному для классического греческого искусства. Это искусство уникально в части изображения человека таким, каким он должен быть, другими словами, каким он мог бы быть, если бы реализовал свой физический потенциал. <...> Не соглашайтесь с лечением, если оно не подразумевает эту совершенную форму, поскольку ни степень телесной деформации, ни возраст не препятствуют человеку ощутимо приблизиться к ней»1. Тела пожилых людей - не исключение, и, возможно, они даже податливее, чем тела молодых.

Потрясающая податливость человеческого тела была многократно подтверждена теми, кто практиковал технику Александера и систему функциональной интеграции Фельденкрайса, в том числе и автором этой книги. Не что иное, как податливость тела, позволяет столь ужасно деформировать его в процессе неправильного пользования собой, вследствие эмоциональных потрясений и в результате искажений мыслеобраза личности. Фельденкрайс пишет:

Многие из наших недостатков, физических и интеллектуальных, не следует рассматривать ни как болезни, требующие лечения, ни как черты характера, поскольку они ими не являются. Эти недостатки - приобретенный результат заученного способа действий. Тело всего лишь выполняет то, что заставляет его делать нервная система. Оно формирует себя в гораздо большей степени, чем тело любого другого животного. Движения, повторяемые нами неисчислимое количество раз в течение многих лет, влияют даже на кости, не говоря уже о формировании мышечного корсета. Телесные дефекты, возникающие уже после того, как мы родились, по большей части - результат нашей собственной деятельности. Плоскостопие появляется вследствие неправильного положения корпуса при стоянии и ходьбе. Это значит, что нужно исправлять постановку ног и походку, а не сами ноги. Приспособляемость скелета к требованиям, которые к нему предъявляют, кажется безграничной. Благодаря лучшему контролю, ноги, глаза, вообще любые органы способны изменить свою форму и снова начать правильно функционировать. Изменения, которых можно добиться, и их скорость иногда бывают поистине фантастическими.

Согласно Фельденкрайсу, переобучение может «восстановить весь скелет».
Большинство значительных изменений формы тела и его функций происходит в результате обычных движений, повторенных «неисчислимое количество раз в течение многих лет». Однако мы видели, что перенапряжение мышц может быть и реакцией на эмоциональный стресс, причем, иногда эта реакция настолько сильна, что тело в целом и скелет в частности деформируются чуть ли не мгновенно. Например, приподнимается или выдвигается вперед плечо, что влечет за собой изменения в шее, ребрах и т. д. Эмоциональная травма тела-ума зачастую формирует условный рефлекс на подобные, хотя и меньшие по силе будущие стрессы, так что возникшая телесная деформация, если не предпринять своевременных мер по ее устранению, довольно скоро становится постоянной.

Но верно и обратное: деформации тела, пусть даже существующие долгие годы, квалифицированный практик способен очень быстро устранить руками. Фельденкрайс, демонстрировал это много раз. За двадцать- тридцать минут работы он выпрямлял жуткие искривления позвоночника и избавлял людей от ужасной сутулости, а также от других телесных деформаций, от которых они страдали едва ли не с рождения. Постороннему наблюдателю такие результаты кажутся поистине удивительными. Чтобы подобные исправления стали постоянными, сеансы коррекции должны повторяться многократно; количество сеансов зависит от возраста пациента, степени деформации, ее застарелости и других факторов.

Для восстановления некоторых частей тела, долгие годы лишенных подвижности, иногда хватает единственного сеанса. Я знаю из своего опыта: если вы работаете над телом пациента соответствующим образом, он спустя некоторое время начинает ощущать, что его организм становится необычайно податливым и нервная система готова воспринять изменения. В конце концов мышцы перестают сопротивляться, и тогда появляется возможность, выправив скелет, существенно изменить тело.

1. ....... .... ... , .. .... .......

4 5 6 7 1313 25 37 42 50 59

2. , ............... .. . .. ... .. .. , ..... (). (): ........... .... .. .. --. .

6464 70 77 82 88 93 100 108 113 114 121 126 131 134 139 147 152 159 162

, . , . * , . , **. , . , -, . (-) , . , . , . , ---, . , . , . , . , . _________________________________ . . (1869-1955) , . () ** , . *

, . , . . . , . , - , . . , - , . . , . , . .

GNOTHI SEAUTON .

? , . , . , . , . . , - , . , . , ; . . , . , . : . , . . , . (-

, .) , : . , . , . , - . . , . . , * , (,) . , (), . , . Somatics - **, . , - . . , . __________________________________

* , (1859-1952), . XX . ** . .

, . , . , . . , . , . , . , . , . . . , . . , . , . , . . , . , . *, ________________________________9* , .

. , . , . - , : ! , . - . , . , . , . . , . , - , . , . , . , . , ; , . , . , . , - , . , . , . , (). . , 10

, . : . . , . , ? , ! , . , . , . . , () . , : , . , . , . , . . , - . , . , . . , . . , .

. : .. Box 3300, Pomona, New York 10970.

__________________________________

1____________________________________________________________________________________________________________

. . , . , ! , (,) . ; . , - , . , . . , . . , . , . , . , . , . , . , . , . , . , . : , . , .

, . (), . . . , . , - , . . , . , . , . , . , . , . , -, . , : . . , . , -, . , . , . , . 14

. , . , . , . , . , . , . . , . . , . , . , . , . * , . , . , - . , . , . -. , . , . , . , (), . ________________________________* .

, (). , . , . , . . , . , . , . - . , , . , . . , . . , . , - , : , . , . , . , . . , . -

, (, -) . , . .

. (,). , . , (,), . , . , . , . , - . , . , . : , 1. , . , ; , . , .

, . ; , . : , . : . , . , . . , . , .18

, . . : , . , . , . , ... . , . , . . - , . , (, ..), . , . : ,

; . 2. , . , . , . , . , . , . , . , . . , . , . , . , : , . , . , . , . , . , .

, . . , . , (), . , - . . . , . , - . , .20

, . . , (,). , . , . - , - - . , . . : , . , -. , . , . , -

. , . , . , . , . , . , . . . , . , . , . , . , . , . , . (,), . , . , . . , . , . , . ,21

: , 3. , . , . , (), ? , ? ? . , . , . , . , . .

; , . , . . , . -

- , . , . , . , ? ? , : , 4.

, . . , . , - , . , . ______________________________* . .

, . , (1) , ; (2) , ; (3) , ; (4) , ; (5) , . , . , . " " , . , (1) , ; (2) , ; (3) , ; (4) , ; (5) , ; (6) , ; (7) , . , *.

24 1. Moshe Feldenkrais. Awareness Through Movement (New York: Harper & Row, 1972), p. 39. 2. F. M. Alexander. Man"s Supreme Inheritance (London: Chaterson, 1946), pp. 58-9. 3. Moshe Feldenkrais. Awareness Through Movement, p. 50. 4. Ibid., p. 46.

_______________________________________

- , . . , . , . , . , . , . , . , - . , . , . , . , : . , . , : , . , . , : . , . : , . ,

. , - . . , . , . , . . . , ; . , . , . . , . , . . . , . , . , ? . , . , . , . , . , . , 26

. . , . , . , -, . , . , . , :27

., . . . , . , -, . , . . , . , : ; . , ., -, . , 1

, . , . , - , : , . , .

, . , . , - , - . , . - , . : . , . , . , . . , . , .

. , . , . , . , (), . , . , . , . , . , . , . , . , . , . () . , . , . , . , . ,

, . , . , . , . () . , ; 3. , ; - . . , . , . , . , . , . , . , . . , - ? , . , . . 30

, . : . . , . . , 5.

70 % , ; . 5 % , 15 % , 65 % , 15 % . , . , . , 4.

80 % . , . , : , . , . , . , . , - (,). , . : , ? , -.32

*, , . , . (), ____________________________________* , .

. , -, . - , . ; , . . , . , . , - , - , . , . , . . , . :33

, . , . ,

, . , . , . (, .) , . , . , . , . , . , (,)8. , . , . , : ... , . () (). , . , 9.

() , . -, . , . , . , 7.

, ? ? . (,), . . , . , - . , . , . , . , . , . , . , ; . , :35

, . (87 94). , ; ; , . . , 10.

1. Wilfred Barlow. The Alexander Principle (London: Arrow Books, 1975), p. 12. . (Alfred A. Knopf, New York, 1973) "The Alexander Technique" 2. Feldenkrais. Awareness Through Movement, pp. 88-9. 3. (Alma Frank, "A Study in Infant Development" Child Development, vol. 9, 1938). , . 4. Barlow. The Alexander Principle, p. 15. 5. Ibid., pp. 155-6. 6. Herbert Shelton. Exercise! (Chicago: Natural Hygiene Press, 1971), p. 37. 7. Therese Bertherat and Carol Bernstein. The Body Has Its Reasons (New York: Pantheon Books, 1977), pp. 59-60. 8. Ibid., pp. 58-9. 9...

Роберт Мастерс (Robert Masters) на протяжении тридцати с лишним лет возглавляет исследовательскую программу Фонда исследований психической деятельности - организации, которую он основал совместно со своей женой Джин Хьюстон. Он автор и соавтор двадцати пяти книг и более сотни статей, посвященных его исследованиям в различных областях поведения и потенциальных способностей человека. Его работы переведены на множество языков; он преподавал и проводил исследования в ряде стран Европы, Африки, Азии и обеих Америк.

Роберт Мастерс - признанный первопроходец в сфере изучения сознания и скрытых возможностей человека. Он проводил полевые исследования во многих местностях и в рамках многих культур, изучая такие явления, как транс и измененные состояния сознания, вызванные действием психоактивных растительных веществ. Кроме того, он открыл ряд способов практического применения измененных состояний сознания в обучении и психотерапии, а также в области нервного, сенсорного и кинестетического переобучения. Методы его позволяют разрешить множество проблем и, в первую очередь, просто и эффективно пробудить потенциальные способности, заложенные в человеке.

Книги (2)

Нейроречь. Преображает ваше тело в процессе чтения

Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка, несомненно, даст читателю такую возможность. Внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац (а иногда и предложение) производит заметные изменения в вашем теле!

Нейроречь нельзя читать, как все прочие книги, то есть с намерением усвоить содержание рассудком. Большинство книг предназначено быть пищей для ума; кое-какие - для духа. Содержимое нейроречи - это пища для тела. На страницах этой книги открывается опыт, о котором он прежде и мечтать не мог.

Телесное осознание. Психофизические упражнения

Эта простая программа упражнений для тела-ума поможет вам двигаться легко и грациозно, ускорить рефлексы, усилить ощущения, расширить пределы физической и ментальной деятельности и даже повернуть вспять процесс старения.

Книга также включает упражнения по предложенному доктором Мастерсом революционному методу нейроречи, адресуемой телу посредством письменного слова, который Дипак Чопра назвал «открытием-прорывом».

Комментарии читателей

Гость / 3.09.2013 Занимался по книге, работая с программками через подход работы с подсознанием системы СФИНКС Подольского О. (яндекс в помощь). Эффект сильнее чем от простого прочтения. Если кому пригодиться: Применял план проработки для подсознания "Проработай это просто!", просто загоняя текст программки как фразу-активатор. Мастерз СУПЕР! Хочу найти все его книги!!

вики / 15.05.2012 удивительно позитивное и быстрое изменение проходя даже раз через упражнения. напряги и боли в коленках прошли за раз, наверное снимая причину в шее и спине:)очень рекомендую всем

Семён / 6.09.2009 Я занимался, там заниматься-то нечего, прочитать нужно особым способом и все.
Действительно работает. Отчетливые "инсайты" в момент каждой загрузки программки.
Так, у меня, например, очень сильно разблокировался язык, который, как оказалось, всегда был зажат.
В общем, рекомендую. Ничего сверхестественного не ждите, но польза определенная будет,как минимум просто интересная книга, необычные механизмы воздействия и необычный подход. Более того, она очень короткая.

Экология сознания. Психология: Мне всегда казалось, что мое тело – это нечто физическое и плотное. Как будто я заточен, словно в тюрьме, в неком твердом, тяжелом, непроницаемом физическом коконе. Я думал, что тело отделено от ума. Ум виделся мне намного более эфемерным, чем тело. Казалось, он весь создан из этих назойливых ускользающих мыслишек, которые приходят и уходят. Благодаря покою и отмечанию мыслей они казались прозрачными. Но ум и самость я в них так и не обнаружил.

Мне всегда казалось, что мое тело – это нечто физическое и плотное. Как будто я заточен, словно в тюрьме, в неком твердом, тяжелом, непроницаемом физическом коконе. Я думал, что тело отделено от ума.

Ум виделся мне намного более эфемерным, чем тело. Казалось, он весь создан из этих назойливых ускользающих мыслишек, которые приходят и уходят. Благодаря покою и отмечанию мыслей они казались прозрачными. Но ум и самость я в них так и не обнаружил. Мысли просто возникали в пространстве. Это ощущалось, как окончательное пробуждение, но не было им.

Тело казалось чем-то совсем другим, слишком физическим, за неимением лучшего слова. Я предполагаю, что именно поэтому многие на духовном пути не исследуют его. В нем отображаются всякие штуки вроде зависимости, беспокойства, эмоций, подавленных чувств, травм и противоречий.

Мне тело казалось чем-то вроде неудачного ограничения, с которым мне придется жить. С возрастом мое когда-то хорошо сложенное тело пловца изменилось и начало казаться мне еще бесполезнее – таким себе обособленным довеском, медленно увядающим с приближением смерти и разложения. В возрасте 40 лет у меня появились обычные возрастные боли. Всё это, казалось, обрекало меня к бегству от тела. 40 лет бегства, и еще 40 на подходе. Ура.

Так как всё это отражается в теле, я вдруг увидел, что я делал большую часть своей жизни – то же, что и многие другие. Мы делаем всё возможное, чтобы избежать полного и осознанного воплощения. Мы изобрели изощренные способы избегания и отрицания. Вот только некоторые из них (и я прошел большую часть из них):

    Поиск чего-то за пределами себя (наркотики, просветление, успех, любовь, кофеин и т.д.), чтобы излечиться от этого дискомфортного человеческого воплощения.

    Стремление стать по-настоящему умным, перегрузка мозгов сложнейшими концептуальными рамками и ярлыками обо всем. Э позволяет провести большую часть времени и внимания в мыслях - своей зоне комфорта. Там ведь нет нужды чувствовать.ю каково это на самом деле - быть человеком и переживать уязвимость и интимность отношений

    Постоянное стремление изменить свой внешний вид с помощью диет, упражнений и даже пищевых нарушений. И это все, чтобы избежать глубинной внутренней боли от чувства собственной израненности и нендостойности в мире, где физическая привлекательность ценнится очень высоко. Сюда же относятся огромные затраты дегег, . Полная времени и энергии в попытке остановить процесс старения. Во многих случаях эти усилия направлены на облегчение внутренних страданий.

    Полная диссоциация с травмой и другими состояниями в теле, слишком болезненными, чтобы встретиться с ними лицом к лицу. Я работал с людьми, развившими способность покидать свое тело при первых признаках беспокойсвта или травмы.

    Укоренение в спокойном осознанносм состоянии без привязки к телу, что все так же указывает на обусловленность так или иначе.

В центре Киллоби мне довелось работать с людьми, которые приходили с пробелом вместо тела. Один взгляд в глаза раскрывал, что человек всю жизнь пытается быть чем угодно, только не человеком. Некоторые приходят в центр после долгих лет употребления наркотиков или же с алкогольной зависимостью, пищевым расстройством, травмой.

Их глаза, их энергетика красноречивее любых слов: “Это перебор – осознанно быть в теле”. Они суетливы, нестабильны и беспокойны – в постоянном ожидании возможности сбежать от дискомфортного чувства или эмоции в настоящем.

Одна из самых сложных практик, с которыми сталкиваются в нашем центре – это просто тихо посидеть в комнате без телефона, компьютера, еды, телевизора. Именно в такие моменты всплывает недовольство человеческим воплощением. Всё в их системе кричит: “Нет, я не могу быть один на один с этим телом”. В промежутках между сессиями возникает большой соблазн побыстрее вернуться к телефону, айпеду, телевизору, работе, еде, наркотикам, вниманию других…Всё, что угодно, чтобы сбежать.

У духовных искателей зачастую такой же пробел вместо тела и беспокойство, как и у зависимых от наркотиков и других веществ. Многие в таком состоянии приходят в Центр после мощного опыта пробуждения. Иногда они настолько заняты попытками убедить персонал в своем пробуждении, что игнорируют защитную энергию, поднимающуюся в теле, когда их мнение оспаривается. Создается впечатление, что недуальные учения–по крайней мере, многие из них – оказали медвежью услугу ищущим и нашедшим, обещая нечто вроде не концептуального бытия или присутствия, которое каким-то образом сметет все страдания тела-ума. Обещание чаще всего не соответствует реальности. Доказательством служит отсутствующий взгляд и беспокойные энергии, которые не позволяют просто успокоиться и побыть в настоящем.

Я встречал людей, которые, казалось, ясно осознавали отсутствие отдельного «я», а также тех, кто утверждал, что пробужден. Но они все равно переживали очень реальные последствия неисследованной зависимости, подавленных эмоций, зажатости, компульсивности или травмы в теле. Наши тела помнят страдания, даже когда мы утверждаем, что вышли за пределы этого.

В Центре мы проводим добрую часть времени в практиках присутствия, включающих наблюдение сквозь “я”. Но это только часть формулы пробуждения. Этой части совершенно недостаточно для того, чтобы полностью прожить и высвободить страдания, накопившиеся в теле спустя годы жизни на земле. Опыт пробуждения – это лишь первый шаг. Телу нужно время, чтобы наверстать упущенное.

Теперь вернемся к телу… Я делюсь историями о тех, кто приходит в центр,только потому, что я знаю по себе, через что они проходят. Я прожил жизнь, пытаясь убежать или выйти за пределы опыта тела со всеми его эмоциями, чувствами, блоками, травмами. Я очень хорошо всё пониманию, потому что прошел через это.

Хотелось бы сказать сейчас, что я нашел способ узнавания присутствия без исследования тела. Хотелось бы сказать то, что говорят многие учителя: “Вы – не тело”. Но когда я услышал, как это сказал один учитель, который курил, от чего и умер, я осознал,что не хочу идти такой дорогой. Я знаю, что такое быть зависимым. Это именно про отождествление с телом. Слова “я – не тело” и при этом отождествление с телом, зависимым, травмированным или беспокойным – это в некотором роде просто болтовня. Тело помнит истину, даже когда язык лжет.

Как я сказал, однажды я ощутил свое тело плотным, физическим и беспокойным. Мне нужно было встретить каждое возникающее ощущение тихой безмятежностью, даже не думая ничего менять. Конечно, бывало такое, что мне хотелось чувствовать себя по-другому. Но это не срабатывало. Я пробовал так много раз и в самых разных вариациях. Это никогда не срабатывало. Я испробовал все зависимости. Я пробовал несмотреть на свою детскую травму. Я пробовал игнорировать беспокойство, которое ощущал. Я пробовал поверить в то, что первоначального пробуждения достаточно для покоя и свободы. Я сам себя дурачил.

И вот наступил момент, когда всё это безумие и убегание от тела показались мне бесполезными. Невозможно было избежать человеческого опыта проживания жизни в теле. Нужно было что-то поменять. Изменение пришло через внутреннее исследование тела.

Когда я начал смотреть и чувствовать тело, то заметил, что это вовсе не физическая оболочка. Это комбинация ощущений, эмоций, слов и образов. Но, черт возьми, это в первую очередь чувствуется физически. Исследуя живот или горло, я просто все время видел образ и чувствовал сопутствующее ощущение. Я просто осознавал этот образ или энергию, ничего больше. Исследование помогло удивительным образом остановить желание изменить свои ощущения. Игра в исправление показалась бесполезной.

С этого момента был только процесс осознания этих ощущений, образов, эмоций и слов. Ничего не нужно было с ними делать. Достаточно было просто осознавать их и позволять им быть. Я увидел, что это такие же временные явления, как и мысли. Осознал, что, не уделяя внимания этим возникающим явлениям, я всё время возвращался обратно к поиску, лечению и разделению. Пришло время обратить на это внимание.

Исследование стало интимным, нежным и мягким, похожим на влюбленность в каждое ощущение и мысль о теле. Полная сдача всему, что возникает. Я осторожно вчувствовался в тело на протяжении всего дня. Это поистине напоминало любовный роман. Я увидел, что всю свою жизнь уделял внимание, любовь и всё, что угодно, тому, что вне меня. Я просто искал нечто, что изменило бы мои чувства, и кого-то, кто полюбил бы моё тело и мой опыт. Я осознал, что это зависит только от меня, и ни от кого другого. Вовне этого не найти. Как же это бесполезно – думать, что кто-то извне принесет мне утешение и любовь. Это зависит только от меня самого.

Прежде чем идти дальше…это не “я” делал это. Не то, чтобы история Скотта приняла тело. В истории могут быть только мысли о теле, но не переживание его. Тело можно принять из пространства тишины, когда большинство мыслей успокоятся. Это был молчаливый покой. Я называю это осознанием тела: мы больше не полагаемся на ум и чувство себя, чтобы познавать своё тело. Мы просто чувствуем его в настоящем моменте, все его трещинки и закоулки. Осознавать своё тело настолько непосредственно, с такой интимностью – это видеть сквозь него. Это значит быть полностью осознанным, что уже нет никакого убегания и ничего, от чего стоило бы убегать.

Мое тело начало ощущаться и выглядеть как мультфильм, игра призрачных образов и ощущений, которые приходят и уходят. Я всё еще глубоко осознаю тело наряду со всем остальным в жизни: звуками, цветами, пространством, деревьями – всем. Это так прекрасно – любить переживание так сильно, что избегание и отрицание просто бессмысленно.

Из опасения перевесить сюда морковку я скажу вот что. Ценность исследования тела в том, чтобы сместиться с отождествления с физическим телом к нежному и любящему проживанию всего телесного опыта без идентификации с ним. Осмелюсь сказать, что это блаженство – пробуждаться так глубинно. Если вы увидите это как морковку, просто обратите внимание на поиск за этой мыслью. Поиск – это путь к отступлению. Поставьте это под вопрос. Я просто делюсь опытом. Без потакания поиску или проекциям.

Я не имею понятия, о чем идет речь, когда говорят о пробуждении без осознания тела. Могу только представить, что имеется в виду пробуждение ума, где есть чувство пустоты или отсутствия головы. Не могу согласиться с этим. Мое тело мне этого просто не позволит. Оно буквально кричало о пробуждении. Что же касается несогласных с аспектом пробуждения тела, я могу только предположить, что они страдают так же, как я когда-то, и как многие другие. Возможно, они просто отказываются проживать происходящее в теле, сбегают от своего телесного опыта.

У вас есть зависимость? Есть ли фоновое чувство тревоги? Можете ли вы посидеть и просто побыть какое-то время? Привлекают ли вас сложные концептуальные конструкции? Защищаете ли вы эти концепции? В таком случае вполне возможно, что вы пропустили осознание тела, и это не помогло. Это просто отсрочило неизбежное осознание того, что единственный выход – пройти через это. Я просто предлагаю больше не игнорировать свой человеческий опыт.”

Отказываясь от привычки избегать, вы тем самым отказываетесь от всех путей к отступлению. Вы отпускаете беспокойство и пустоту. Вы просто смотрите вглубь себя и видите, что там не от чего убегать.

Это Вам будет интересно:

Взгляд внутрь и осознание своего тела в настоящий момент показывают, что ваше тело и ваша жизнь нераздельны. Весь этот поиск и убегание в размышления были просто напоминанием чувствовать, принимать и позволять быть тому, что казалось чрезмерным. Что бы вы ни чувствовали – это не чрезмерно. Это просто ваше тело говорит: “Обрати на меня внимания вместо того, чтобы искать облегчение там, где его не найти. Я – твоё облегчение.” опубликовано

Рассказать друзьям