Как правильно ходить после инсульта. Восстановление ходьбы после инсульта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять — терапию перед выполнением упражнений.

Как восстановить ходьбу после инсульта.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии : во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава с шарнирами, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели). 1 — Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 — Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 — Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 — Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для «больной» ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 — 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Поднимаем ногу лежа на боку. Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 — Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати . Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте , высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя, ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок, палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав — вниз).

23). Упражнения для ног сидя на стуле. В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед — назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда «больная» нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант, если у вас имеются необходимые условия для таких занятий. Требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка:
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет и навыков самообслуживания.

10653 0

Цель тренировки ходьбы

. целью данных упражнений является восстановление утраченных автоматических навыков ходьбы. Для обретения истинной независимости при движении ходьба должна стать эффективной, безопасной и адаптируемой. Вы должны научить пациента ходить по разным типам местности, в окружении других людей, видеть и обходить препятствия. При ходьбе он должен держать голову поднятой и смотреть вперед, а не вниз на землю;

Очень важно научить пациента удерживать равновесие в исходном положении, прежде чем начинать движение. Если он будет бояться, что потеряет равновесие, он не сможет двигаться, поскольку его будет сковывать страх. Чувство равновесия вырабатывается, когда пациент старается удерживать свое положение в условиях легкого противодействия, которое оказывает ассистент (см. раздел «Давление руками»);

Помните, что вы должны всегда быть рядом с пациентом (со стороны поражения) и оказывать ему необходимую помощь.

Приведенный ниже рис. 60 иллюстрирует фазы движения ноги при ходьбе в норме.


Рис. 60. Фазы движения ноги при ходьбе в норме


У людей, перенесших инсульт, походка меняется. В случае тяжелого паралича или у тех, кто начал ходить без предварительной тренировки, обычно формируются следующие варианты походки:

Человек не может сгибать парализованную ногу в колене во время ходьбы. В результате этого его парализованная стопа цепляется за неровности и нога остается сзади, вместо того чтобы выдвинуться вперед.


. парализованная нога выносится пассивно вперед, используя ротацию туловища вокруг оси здоровой ноги. Нога остается прямой в колене и отводится наружу, чтобы помочь стопе оторваться от земли (рис. 60.1).

Походка такого человека становится неуклюжей. Каждый раз ему приходится прилагать значительные усилия, чтобы, описывая полуокружность, переносить парализованную ногу вперед. Эти значительные усилия будут только увеличивать мышечный тонус в парализованной ноге.



Рис. 60.1-61. Без предварительной тренировки у пациента непроизвольно вырабатывается особый тип походки


Другой вариант походки заключается в ходьбе боком.

Данный способ походки обычно используется людьми, которые своей здоровой рукой опираются на палочку (рис. 61).
Первой вперед выдвигается палочка. Затем к ней переносится здоровая нога. Парализованная нога подтягивается к здоровой ноге, но при этом располагается немного позади нее.

При своевременном вмешательстве и правильных тренировках этих проблем можно избежать.

Особое внимание в позиции стоя следует обратить на положение бедра, колена, голеностопного сустава и стопы:
. пациент должен научиться правильно стоять. Это означает, что вес его тела должен переноситься на пятку, причем вся стопа должна стоять на полу, а обе стопы располагаться параллельно. Если это необходимо, ассистент устанавливает стопу в нужном положении. Пятка не должна отрываться от пола. Вы можете помочь пациенту удерживать правильное положение, применяя давление руками по направлению от бедра к пятке (для этого нужно положить свои руки пациенту на бедра, а затем резко и сильно оказывать ими давление вниз).

Нога должна быть немного согнута в колене (чтобы избежать переразгибания).

Бедро должно быть выдвинуто вперед.

Движения парализованной ноги при ходьбе могут усилить «сгибательный спазм» в мышцах парализованной руки. Этого следует избегать. Следующая иллюстрация (рис.62) показывает неправильный способ поддержки пациента при ходьбе.


Рис.62. Обратите внимание на положение парализованной руки


Неправильный способ:
. руку пациента тянут вверх, поворачивая ее внутрь, при этом она согнута в локте.

Правильный способ:
. вы должны контролировать положение рук поддерживая ее на дистальном (кисть) и проксимальном (плечо) уровнях.

Само положение руки должно быть «восстанавливающим» (рука повернута наружу, выпрямлена в локте, кисть разогнута назад).

Встаньте поближе к пациенту, чтобы вы также могли следить за положением колена парализованной ноги.

А.П. Григоренко, Ж.Ю. Чефранова

Статья от нашего читателя

Сделав первые шаги по дому, захотелось на улицу. Дома насиделся «по самое не хочу». Снега на улице было много. Вторая половина февраля. Дорожки скользкие и не очень ровные. Учиться ходить по такой поверхности не просто, но эффективно.

Голеностоп у меня был слабым и ноги часто подворачивались. По этому перед тем, как рассекать по улице мы озадачились выбором обуви. Учиться ходить задача не из легких. Мы прекрасно понимали, что любая халява при подборе обуви может сильно усложнить обучение. Было основание сильно заморочиться с выбором ботинок.

Основные правила

Что бы было легче и безопаснее учиться ходить после инсульта мы решили, что ботинок на холодное время должен быть:

  • теплый , не промокаемый, для выхода на улицу в любую погоду, без риска замерзнуть.

Заметили, что если я замерзал, мои движения становились совсем «дубовыми». Заболеть тоже в наши планы не входило. Простуда параллельно с инсультом, это какое-то извращение)).

  • высокий , что бы хорошо удерживать голеностоп от подворачивания. Ноги были слабыми и часто подворачивались.
  • со шнурками . Высокий ботинок со шнурками крепко держит ногу. Плюс дополнительная тренировка по завязыванию шнурков несколько раз в день, отлично для восстановления подвижности и координации движений.

Завязывать шнурки это была адская процедура для моих неработающих пальцев. В первые выходы мне одевали ботинки. Потом я начал учиться одевать ботинки и завязывать шнурки самостоятельно. Правда была не большая засада)) Я садился, наклонялся к ботинку, что бы завязать шнурок и начинал неумолимо валиться вперед. Тут меня надо было ловить)). Одновременно завязывать шнурок и удерживать равновесие было для меня не выполнимо.

  • с нескользкой подошвой . При моей неуверенной ходьбе, нарушенной координацией и головокружении, скользкая подошва могла стать жирной точкой в моей «карьере» пешехода))).
  • с приподнятым вверх носком . Что бы не спотыкаться. Ноги высоко поднимать я не умел, вот и цеплял носком ботинка за всё, что было по пути.
  • лёгкий . Каждый шаг в начале был «подвигом». Оказалось у меня Феноменально тяжелые ноги)) Дополнительный вес не радовал.
  • петелька на заднике ботинка . Одевать ботинок мне было не просто. Надавить с силой и вставить ногу в ботинок я не мог. С «надавить» была засада. Петелька замечательно помогала. Я просовывал в неё палец и подтягивал ботинок на себя. Благодаря ей я смог надевать ботинки без помощи.
  • легко расшнуровываться и сниматься . Когда мы возвращались с прогулки, я почти валился с ног. Уставал настолько, что ботинки снимал с трудом. В борьбе с ботинками иногда побеждал не я))
    удобный и хорошо сидеть по ноге .

Для того что бы научиться ходить, пришлось ходить много. Очень много! В первый год мы прошли 1200 км. Во второй год 900 км. Путь не близкий))). Пройти такую дистанцию в хреновой и не удобной обуви не реально. Ничтожная мозоль и минимум 5-7 дней не ходишь.

Практика показала, учиться заново ходить после инсульта можно только в тщательно подобранной обуви.

  • крепкий . «Пробег» для обучения ходьбе получился не маленький. Менять обувь не люблю. Ботинок должен продержаться не одну сотню километров.

Вывод

На теплый сезон мы подбирали легкие и хорошо вентилируемые кроссовки. Основные критерии подбора такие же, как и для зимней обуви. Только вместо тепла нужна вентиляция и лёгкость.

Учиться ходить после инсульта нам пришлось долго. Учимся по сей день. В начале приходилось обдумывать движения перед каждым шагом. Теперь ходьба происходит подсознательно. Правда если скользко или не ровная поверхность, всё равно приходиться думать, как и куда наступать. Если при этом ещё париться про обувь, ходить будет сложно. Обувь должна быть такая, что одел и забыл.

Выбор обуви обновлено: Сентябрь 21, 2017 автором: автор

От больного и от того, кто оказывает ему помощь, потребуется много сил и терпения. Далеко не у всех есть возможность посещать хороший реабилитационный центр, в котором больному будет оказана грамотная медицинская помощь, или приобрести сложные и дорогостоящие тренажеры. Но при правильном настрое и настойчивой работе максимально вернуться к обычному ритму жизни больной сможет и дома. Простейшими «тренажерами» станут самые обычные бытовые вещи, обращение с которыми недавно было самым обычным делом.

Начинайте реабилитационные мероприятия следует как можно раньше, сразу после завершения медикаментозного лечения и восстановления нормального мозгового кровообращения и кровяного давления. Ни в коем случае больной не должен привыкать к лежачему образу жизни. Необходимо сначала научится сидеть, хотя бы просто на постели, потом - опустив ноги на пол. Поначалу больной может не справиться самостоятельно с этими действиями, будет необходима помощь. Постепенно справляться с этой задачей будет проще. Каждый день следует усложнять задачу: самому спускать ноги с постели, пытаться «ходить сидя», то есть переступать ногами по полу.

Начинать вставать и ходить необходимо под наблюдением ухаживающего - сделать первые шаги и даже удержать себя в вертикальном положении будет очень трудно. Помощь будет заключаться в поддержке больного с пораженной стороны. Основная сложность, не только физическая, но и психологическая, заключается в том, что чувствительность в этой стороне очень низка, что создает неприятные ощущения и не дает двигать рукой и ногой. С этим придется смириться, так как такие ощущения могут остаться надолго. Главное - научиться двигать ногой и рукой.

Основная задача в начале передвижения - научиться сгибать пораженную ногу во всех суставах, удерживать ее в правильном положении. Для того чтобы облегчить координацию движений, можно на полу разметить постановку стоп, наметить на полу отпечатки следов, на которые больной будет ставить ногу - это поможет контролировать длину шага. Для того чтобы больной не забывал фиксировать ногу в голеностопном суставе и не цеплялся ногой за пол, между «следами» можно класть небольшие препятствия, сначала - карандаши, после - предметы более крупные.

Освоив передвижение с помощником, можно пытаться двигаться самостоятельно, но с надежной опорой. Это может быть специальная трость с подлокотником и желательно четырьмя опорами. Необходима и удобная обувь - с широким и низким каблуком, плотно держащаяся на ноге, желательно фиксирующая голеностопный сустав. Дальнейшее восстановление двигательных функций зависит уже в большей степени от больного, его упорства и желания начать ходить.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Восстановление ходьбы после инсульта происходит поэтапно. Мышцы ног и туловища укрепляются постепенно, возвращается способность координировать свои движения, сохранять равновесие. Чтобы устранить двигательные нарушения, необходимо много времени, но если приложить усилия, то можно добиться хороших результатов.

Последствия для двигательной функции

Происходит острое нарушение кровообращения в головном мозге. В результате этого орган страдает от недостатка кислорода и питательных веществ, что приводит к отмиранию клеток. После приступа возникают такие нарушения:

  1. Нарушается способность ходить. Больной не может самостоятельно встать с постели.
  2. Возникают резкие перепады настроения, положительные эмоции сменяются отрицательными.
  3. Когнитивные функции становятся нестабильными.
  4. Отсутствует связная речь.
  5. Происходит нарушение глотательных рефлексов.

При наличии этих нарушений лечение следует начинать как можно быстрее, в противном случае возникнет полный паралич.

Сказать точно, когда человек полностью восстановится после приступа, не сможет ни один специалист. программу подбирают отдельно для каждого случая. Это касается и разработки упражнений для возвращения способности двигаться.

После острого нарушения кровообращения в мозге обнаружить нарушения двигательной функции можно по таким признакам:

  1. Появляется шаткость походки, что у здоровых людей не наблюдается.
  2. Не получается согнуть и разогнуть ногу и руку или полностью выпрямить. Нога может постоянно оставаться в выпрямленном положении.
  3. Походка становится неуверенной, а шаги неправильными. Не получается быстро передвигаться.
  4. Не получается полностью стать на подошву пострадавшей . Поэтому шагать больной начинает с носка, а не с пятки, как это делают обычные люди.
  5. Каждый следующий шаг может привести к неожиданному падению, так как снижается чувствительность.
  6. Движение больного человека имеет сходство с циркулем.

Одни больные восстанавливаются очень быстро и учатся ходить уже через 2-3 месяца после приступа, а другим на это нужно гораздо больше времени. Все зависит не только от степени поражений, но и от правильности и регулярности домашнего лечения. Ускоряет процесс выздоровления применение специальных , но не все могут себе это позволить. Поэтому многие используют самодельные приспособления для тренировок движений ног и рук.

Если после инсульта плохо ходят ноги, что делать, нужно узнать у специалистов. Начинать реабилитационный период следует как можно раньше, но только после завершения медикаментозного лечения.

Сначала больной обязательно должен научиться сидеть и только потом может пытаться встать с кровати. Первое время даже сидеть будет сложно, поэтому близкие должны следить, чтобы больной не падал.

Постепенно пострадавший начнет сохранять равновесие, сможет держать туловище в правильном положении, что необходимо для ходьбы.

Также следует вернуть способность сгибать и разгибать ногу и руку.

Восстановлению способствует применение:

  • специальной трости с четырьмя опорами;
  • ортопедической обуви с небольшим каблуком и широкой подошвой. Желательно, чтобы застежки хорошо фиксировали голеностопный сустав пораженной конечности.

Необходимо добиться, чтобы человек после перенесенного инсульта выработал в себе самостоятельность и смог себя обслуживать и ходить без посторонней помощи.

Как выработать походку

Чтобы больной смог научиться ходить после инсульта, ему нужно помогать. В реабилитационных центрах применяют методику прорисовывания перед кроватью дорожки со следами. По ним больные и начинают делать первые шаги. Этот способ можно применять и в домашних условиях. Он помогает быстрее восстановить двигательные функции.

Начать ходить после инсульта пострадавшему будет легче, если:

  • использовать держатели для фиксирования стопы;
  • надевать наколенники, чтобы колено не сгибалось, и нога удерживалась в вертикальном положении.

После того как вернулась способность подниматься на ноги без посторонней помощи, можно подключить беговую дорожку, созданную специально для инсультных больных.

Важно, чтобы занятия проводились не в быстром темпе, так как может некорректно сработать голеностопный сустав.

Скорость восстановления может быть разной:

  1. Если инсульт проявился в виде небольшого ишемического нарушения кровообращения, то способность управлять конечностями к человеку вернется в течение месяца.
  2. Средняя степень инсульта, которая всегда сопровождается потерей сознания, позволяет лишь наполовину сохранить двигательную активность. Поэтому больного нужно постепенно обучать движениям. Сначала достаточно будет разминки в положении лежа. Постепенно следует перейти к более сложным упражнениям.
  3. Инсульт, сопровождающийся сильным кровоизлиянием, не оставляет шансов на восстановление. Это состояние считается несовместимым с жизнью.

Порядок проведения тренировок

Восстановление работы конечностей после инсульта состоит из:

  • пассивных в кровати;
  • сидения в постели;
  • вставания и стояния на месте без поддержки;
  • хождения ногами с использованием технических средств реабилитации, а позже и без них.

Восстановление вестибулярного аппарата после инсульта очень важно, так как с его помощью человек держит равновесие. Все тренировки нужно проводить, постепенно повышая нагрузку. Нельзя начинать учить больного ходить, если он еще не может самостоятельно сидеть в кровати или совершать даже самые простые движения.

Упражнения для ног после инсульта разрабатывают индивидуально. Они должны быть максимально физиологичными.

Осваивать упражнения нужно в таком порядке:

  1. Первая группа состоит из переворачиваний с боку на бок в постели, отталкивания тела ногами от спинки кровати, попытки принять сидячее положение и лежачее без падения.
  2. Вторая группа закрепляет способность самостоятельно сидеть. В этот период можно делать сидя активную гимнастику, опускать ноги с кровати и привставать на здоровую ногу.
  3. К третьей группе можно приступить, когда больной будет устойчиво держаться на здоровой ноге. В этом случае уже можно использовать ходунки.
  4. Четвертая группа – с помощью ходунков можно стоять и осторожно переступать с ноги на ногу.
  5. Перешедшие к пятой группе могут самостоятельно вырабатывать устойчивую походку с использованием ходунков. Ноги уже могут выдерживать большие нагрузки, больной может проходить расстояния больше чем прежде, интенсивность упражнений можно усилить.

В теории этот вариант считается идеальным. Но на практике все проходить гораздо дольше и сложнее. Часто постигают неудачи, наступают перерывы в прогрессе, возникают приступы упадка настроения и потери веры в свои силы. Но постепенно вера в победу возвращается, и лечение продолжается.

Как научиться пользоваться ходунками

Как только больной научится уверенно стоять на ногах без поддержки, ему можно начинать делать первые шаги. Без помощника в этом деле не обойтись, так как он должен страховать с парализованной стороны, чтобы предотвратить падение.

Пациент должен положить руку помощнику на шею и упереться коленом в его колено. Зафиксировав сустав можно делать первый шаг.

Задачей помощника является не только поддержка больного, но и контроль правильности его походки. Когда пациент будет передвигаться с помощью ходунков, необходимо следить за тем, чтобы постановка стопы, разворот колена и тазобедренного сустава были правильными.

Весь процесс имеет несколько особенностей:

  1. Больной не может полноценно схватиться за помощника рукой, так как она ослаблена.
  2. Чтобы сделать шаг, ему нужно выбрасывать ногу вперед, что приводит к цеплянию ноги помощника.
  3. Гораздо удобнее поддерживать больного со здоровой части тела, но коленный сустав при этом не будет фиксироваться и пациент не сможет держаться за стену здоровой рукой.

Главной целью использования ходунков является обретение способности сгибать ногу во всех суставах, в противном случае пациент будет постоянно цепляться стопой за пол. Помощник должен напоминать человеку, что ногу следует поднимать выше и сгибать ее во всех суставах.

Облегчить движение помогут высокие сапоги, фиксирующие голеностопный сустав. Больную руку следует фиксировать косынкой, чтобы во время движения она не отвисала, и головка плеча не вышла из суставной впадины. Во время занятий следует контролировать работу сердца больного и давать ему отдых.

Когда пациент научится передвигаться с помощью ходунков без посторонней помощи, можно начать ходить самостоятельно. Это делают с помощью трости, держась за стены, передвигая перед собой стул. Но важно следить, чтобы нагрузка была равномерно распределена. Нельзя щадить больную ногу, больше опираясь на здоровую.

Лечение массажем

Для ускорения процесса выздоровления и в головном мозге можно использовать . Массаж ног после инсульта (и всего тела) выполняют с помощью:

  1. Поглаживания. Расслабленной ладонью скользят по поверхности кожи, собирая ее в крупные складки. Сначала поглаживания должны быть поверхностными, но постепенно их глубину нужно увеличивать. Они должны захватывать жировую ткань и мышцы. Рука специалиста должна двигаться зигзагами, спиралью. С помощью этого массажа можно привести организм в тонус и, сняв верхний слой клеток, улучшить кровообращение и питание тканей.
  2. Растирания. Благодаря этому повышается эластичность тканей, уменьшаются отеки за счет перемещения жидкости. Растирать кожу нужно с помощью подушечек пальцев, основания ладони или сжатой в кулак рукой.
  3. Разминания. Это такой вид пассивной гимнастики. Во время процедуры мышцу захватывают, оттягивают и сдавливают. На сосуды также оказывается некоторое воздействие. Разминание способствует повышению упругости и тонуса мышечных волокон. Поэтому при наличии спастических изменений процедура запрещена.
  4. Вибрации. Специалист выполняет колебательные движения расслабленной рукой на пораженной части тела пациента. Проводится массаж с разной скоростью и амплитудой. Поэтому и результат может быть разным. Если вибрация сильная, то тонус мышц снижается, а если высокая – повышается. Движения обычно выполняются справа налево.

Подобное лечение можно проводить и в домашних условиях. Его проводят самостоятельно близкие люди, нанимают специалиста или используют массажеры.

Родственники пострадавшего должны выполнять массаж со стороны поражения, постепенно передвигаясь к другим участкам. После инсульта у людей в тонусе остаются только:

  • ладонная поверхность, передняя часть плеча и предплечья;
  • грудная мышца;
  • передняя поверхность бедра и задняя часть голени;
  • мышцы подошвы.

Эти области можно массажировать только поверхностно, поглаживая или легонько растирая. Для остальных участков подойдут интенсивные движения.

Массажируя больного в лежачем положении, нужно подкладывать под голову подушку, а под колено валик. Чтобы здоровая конечность не двигалась, ее можно закрепить утяжелителями.

Процесс восстановления после инсульта тяжелый и длительный, но если сам пострадавший и его родственники будут прилагать все возможные усилия, результат будет положительным.

Рассказать друзьям